Назад к списку

Что такое АВА?

Сегодня давайте разбираться, что же это за зверь такой - АВА-терапия? Откуда такие неоднозначные мнения, обвинения в «дрессировке» детей?Начнём с того, что АВА (в пер. с англ. «Applied behavior Analysis» - прикладной анализ поведения) - это прежде всего про науку. Что из этого следует? Наука всегда систематизирует объективные (это важно) знания о действительности. Обязательно присутствует эксперимент, наблюдение, логические выводы и доказательства, выявление закономерностей и возможность математического представления.Поведенческий анализ - доказателен, и это критически важно и главным образом отличает поведенческую терапию от всех остальных существующих терапий. Вы всегда можете найти исследования (соответствующие критериям надежности), изучить их и увидеть, что каждый метод, инструмент, а главное, базовые принципы, на которые опирается ABА, используются только потому, что они исследованы и эффективность их доказана в международном научном сообществе.Почему мы сильно грустим, когда слышим, что родители тратят свои деньги (а самое главное и критичное - время!) на Томатисы, БАКи, микрополяризации, рефлексотерапии, ноотропные терапии, а также арт-, дельфино-, ипа- и прочие- терапии, потому что все эти методы бездоказательны, и нет данных не только об их эффективности, но и о безопасности. То есть исследования какие-то есть, но либо они крайне сомнительны, либо ничего в результате не показали 🤷🏼‍♀️

 

Давайте обсудим, почему АВА - это не дрессировка?

Тут все очень просто. Дрессируя животных, мы формируем у них те навыки, которые нужны хозяину для комфортной жизни со своим питомцем. Питомец без этих навыков вполне комфортно себе жил бы, ничего не потеряв :)

Мы же работаем только с социально значимыми формами поведения, теми, которые важны, в первую очередь, для ребенка, а не родителя. Родители, простите, но наш клиент, прежде всего - ребенок! И наша основная задача - сделать так, чтобы он быть максимально автономен (самостоятелен) в будущем.

Чтобы ощутить всю важность этой задачи, представьте, что будет с ребенком, когда он останется без вашего попечения? Сможет ли он самостоятельно позаботиться о себе? Обеспечить себя? Ходить чистым и опрятным? Обратиться за помощью к окружающим людям в случае необходимости? Да даже просто организовать себе прием пищи?

Именно здесь мы и находим основное отличие прикладного анализа поведения такого, каким он должен быть от того, с чем чаще всего его ассоциируют и как, к сожалению, его довольно часто практикуют.

И наша основная задача это исправить!